По укоренившейся традиции 11 сентября по н.ст. в День памяти усекновения главы пророка Иоанна Крестителя Русская Православная Церковь проводит День трезвости. В этот день в храмах России по благословению нашего святейшего патриарха Кирилла звучат особые прошения к Господу о даровании излечения лицам страждущим недугами алкоголизма и наркомании, проводятся специальные молебны, принимаются зароки трезвости от тех, кто, как говориться в старинном тексте зарочной грамоты, «пришёл в себя» т.е стал на путь духовно-нравственного и физического исцеления. И конечно же церковная социальная деятельность, христианская помощь ближнему не может обойти стороной данной категории страждущих. Ибо всем известно, что пристрастие к пьянству погружает его жертв в целую пучину проблем, в том числе и социального характера. И подняться со дна без посторонней помощи бывает весьма затруднительно. Однако, увы, бывает такая «помощь и забота», которая как тяжёлым камнем удерживает человека на самом дне. Здесь хочу привести пример, который почти каждый день стоит перед нашими глазами. Ибо почти каждый день, мы, служители и работники храма, видим буквально осаждающих храмовую территорию страждущих. Но приходят они к Дому Божию вовсе не для того, чтобы обрести благодать, духовно исцелиться, но, чтобы упражняться в грехе. Почти все это здоровые нестарые люди, которые могли бы трудом добывать хлеб насущный, создавать семьи и растить детей, спасать свои души молитвой и христианской жизнью, иметь в этой жизни настоящую радость. Но вместо этого им предложена обманчивая, воистину дьявольская альтернатива, от которой эти слабые духом люди никак не могут отказаться. А именно: провести время в весёлой компании у порога храма, собирая «дань» в виде мелких монет с его посетителей. Всё собранное тратиться на спиртное и наступает обманчивый «праздник жизни», за фальшивой радостью которого забываются все самые естественные человеческие потребности и само человеческое достоинство. Счастливое забытье… На следующий день всё повторится сначала. И так по кругу, бессмысленному и губительному,- и для тела , и для души.
И кто же предоставляет этим несчастным подобную жизненную альтернативу? Сам дьявол? Коварный змей искуситель, действующий из завистливой ненависти к человеческому роду? Но, как не абсурдно это звучит, делают это добрые православные христиане . Те, кто с заслуживающим лучшего применения старанием при посещении храма рассовывают свои копейки по всем протянутым рукам, стаканам и тарелкам, ничуть не задумываясь о том, на что они вносят лепту: на жизнь для тех, кто в этой помощи нуждается или на то, чтобы жизнь губить? Вовсе не хочу осуждать добрые порывы и щедрость наших прихожан. Но хочу напомнить, что настоящее доброе дело по отношению к ближнему требует искреннего отношения, искренней заботы об этом самом ближнем. Требует приложения наших лучших чувств и сил, в том числе сил умственных. Но отнюдь не формализма. И церковный день всеобщего трезвления не случайно связан с днём памяти злодейского умерщвления величайшего пророка нашей Церкви Иоанна Крестителя. Ведь причиной злодеяния послужил разгульный пир, блуд и пьянство. А на смерть праведника царь осудил будучи верным формальному закону нерушимости царского слова, не задумываясь о последствиях своего поступка.
Руководитель отдела социального служения и церковной благотворительности Орловской епархии иерей Олег Анохин